«

Почему ребёнок болеет, или
Что значит для него разлука?

«Почему ребёнок болеет?» - этот вопрос звучит очень часто в моём кабинете, будь то кабинет в медицинском центре или в детском саду. У матери или у отца всегда есть на него ответ: «Ребёнок часто простывает в детском саду или заражается от других детей, ребёнок съел много сладкого, жирного или отравился недоброкачественной пищей». И это, действительно, так.

Беседа матерей:

- Я отдала своего сына в детский сад в два года. Он начал часто простывать и болеть. Затем у него развился астматический бронхит.

- Мой сын уже подросток, но он продолжает болеть, как и в детстве. Когда ему было три года, мы отлучили его от груди и отдали в детский сад. Он тяжело привыкал, я сидела в раздевалке целый день, сын выходил, смотрел на месте ли я. Затем его перевели в другую группу к знакомой для него воспитательнице. Он стал оставаться. Но по утрам его тошнило, болел живот. Он наблюдается у гастроэнтеролога.

- Моей дочери 6 лет. Я рано вышла на работу, у нас была возможность оставлять её с бабушкой. Когда ей было полтора года, я уехала в командировку на три дня. У неё поднялась очень высокая температура, она тяжело заболела. Несколько лет она больна астмой.

Комментарии И. Н. Кузнецовой, психоаналитика:

То, о чём говорят родители детей или взрослые уже люди, рассказывая о своём детстве и о болезнях, так это о том, что первый приступ заболевания, которое становится в дальнейшем хроническим, случился в тот период, когда для ребёнка происходили очень важные события. Он начал ходить в детский сад, или мама уехала в командировку, или малыша оставили одного погостить у бабушки, или в семье родился ещё младенец, а, иногда он начинает болеть, когда происходит отлучение от груди. Это те жизненные моменты, когда ребёнок встречается с разлукой, когда он вынужден расстаться с матерью на какой-либо период, потерять её в каком-то смысле. Рождение брата или сестры – это также потеря, мать теперь уже не принадлежит всецело ему. Началу болезни может способствовать и изменения в окружении ребёнка. Начиная от очень глобальных, таких, как развод родителей, изменения в отношениях отца и матери, смена места жительства до, казалось бы, не столь значительных – перестановка мебели в квартире, определение нового места для сна. Болезнь может быть совершенно различной. Это и частые простудные заболевания, бронхит, астма, аллергия, болезни желудочно-кишечного тракта и другие. Предрасположенностью к тому или иному заболеванию могут служить: наследственность и особенности конституции, болезни матери, патологии беременности и пр. Но вопрос, которым мы могли бы задаться: «Почему и в какой момент заболевание стало развиваться?».

Возможно, в поисках ответа нам может помочь сравнение детей и взрослых. Какова реакция взрослых людей на неудачу, стресс, разлуку, на события, доставляющие огорчения, разочарование, обиду? Взрослые об этом говорят, кричат, требуют, сопротивляются, рассказывают близким людям, обращаются к психологу. У маленького ребёнка нет ещё таких возможностей, он не может выразить словами свои чувства. Единственное, что ему подвластно, его тело. Его тело – это то, что говорит. Болезнь – это способ речи ребёнка. Ситуация, оказавшаяся травматичной для него, может быть вполне обыденной, жизненной, но он в силу каких-либо причин не смог справиться с нею. Невозможность адаптироваться в детском саду или примириться с разлукой, высказать, осознать непереносимое, приводит к тому, что малыш может отреагировать единственно возможным для него способом – заболеть. Таким образом складывается механизм заболевания: ситуация повторяется или напоминает первую, и ребёнок заболевает. Складывается некий паттерн, закономерность. Поэтому так необходимо, чтобы работа по оздоровлению ребёнка велась с двух сторон: специалистами в области медицины и специалистами в области детской психологии. Что психолог может сделать для ребёнка? Он может с ним рисовать, лепить, читать книги, разговаривать, молчать или играть в прятки, в мяч, настольные игры, да и мало ли во что ещё! Всегда найдётся общее интересное дело. Но всё внимание детского специалиста фокусируется на одной задаче – найти причину, способствующую появлению заболевания, изменить устоявшуюся реакцию малыша на труднопереносимые для него ситуации, на том, чтобы облегчить страдания ребёнка, а, соответственно, и родителей.

И. Н. Кузнецова, психолог-психоаналитик

»
Made on
Tilda