На одном из психологических сайтов мне довелось встретиться с мнением, что гиперактивный ребёнок – это ребёнок-непоседа, любитель бегать, играть, шуметь, подвижный, «живчик». Позволю себе не согласиться с коллегами. Гиперактивный ребёнок – это ребёнок, который отказывается подчиняться установленным правилам и порядку.Призывы со стороны родителей, воспитателей и учителей остаются повисшими в пустоте, без ответа со стороны ребёнка. Можно ли свести такое поведение к простым шалостям детства или оно может иметь далеко идущие последствия? Может быть, правила чрезмерно строги или воспитатели слишком требовательны? Зачем нужно соблюдать требования взрослых и не мешают, ли правила развитию творческой личности?
На этот вопрос можно было бы ответить примером, близким каждому из нас. Мы все в той или иной мере подчиняемся правилам дорожного движения, берём на себя роль водителя, пассажира, пешехода. И, если кто-либо отказывается соблюдать установленные правила, то это не только создаёт помеху на дороге, но и может привести к трагедии. Возможно, Вы мне возразите и скажете, что это – несравнимые вещи. Сравнимые.
Гиперактивный ребёнок – это не только шалун и баловник, это – нарушитель правил, порядка и спокойствия тех людей, что находятся рядом с ним. Но при этом он страдает и сам: все дети в детском саду играют, а он – наказан и сидит на стульчике; дети играют в совместные игры, а у него нет друзей, он – заядлый драчун не умеет вступать в отношения и их поддерживать, не может ни с кем сблизиться; во время занятий он неусидчив, не воспринимает учебный материал, у него нет сосредоточенности и концентрации внимания, так он начинает отставать в обучении; и обычно у гиперактивного ребёнка отсутствует устойчивый интерес к познанию и каким-либо видам деятельности, а именно это становится в дальнейшей жизни дорогой к профессии и самореализации. В этом и состоит трагедия такого ребёнка.
Как можно было бы ему помочь? Гиперактивность – это характеристика поведения. А значит, мы можем задаться вопросами: «Всегда ли себя ребёнок так ведёт? Где? В каких ситуациях? В отношениях с кем? С Матерью? С отцом? В детском саду/ школе? Почему?». Обычно картины складывается две: это – или маленький Господин своих родителей и родственников, но в детском саду послушный и даже тихий ребёнок, или второй вариант – ребёнок захвачен гиперактивностью и она проявляется не только в отношениях с домашними, но и во внешних социальных кругах.
Откуда же растут ноги гиперактивности? Каковы могут быть причины её появления? В разговоре с родителями, как правило, выясняется, что гиперактивное поведение ребёнка связано определённым образом с очень значимой для него фигурой – матерью или отцом. С тем лицом, которое выполняет, можно и так сказать, материнскую функцию для ребёнка. Обычно это – мать, но в современном обществе это место часто может занимать и отец. Поэтому мы уже говорим не о конкретной матери или отце, а о том, кто выполняет функцию матери. Обычно это лицо может испытывать чрезмерное беспокойство и тревогу по поводу сына или дочери, для него необходимо, чтобы ребёнок был всегда «на глазах», как говорят, «не спускать глаз с него», не может выставить ему «рамки» в поведении и ввести запреты, совершить отказ, сказать «нет» и пр. Часто бывает, что ребёнок спит совместно с матерью или втроём с родителями. Он, действительно, занимает место Господина в семье.
Можно было бы ещё достаточно много об этом говорить, но самое главное, как бы родителям было неприятно это осознавать, что причины гиперактивности могут лежать в методах воспитания и в той позиции, которую занимает мать или отец по отношению к ребёнку. Но, с другой стороны, в этом есть и хорошая сторона, т. к. увидев эту взаимосвязь, появляется возможность снизить, изменить, устранить гиперактивность. Не секрет, что в обществе можно услышать о гиперактивности, как о том, что изменить нельзя: «врождённость», «такой ребенок», «особенный» и др. И удивительным для родителей становится то, что поведение ребёнка начинает меняться. Из гиперактивного он становится обычным.
И ещё есть один необычный феномен: количество гиперактивных мальчиков больше, чем количество гиперактивных девочек. В нашей психоаналитической практике количество обращений с мальчиками составляет 8-9 детей из 10. Но это уже тема отдельного большого разговора «Сын и желание матери».