«

Образование и желание учиться

Уважаемые родители!

Если Вы ищете советы, что сделать, чтобы заставить ребёнка учиться, то
здесь Вы их не найдёте. Но если Вы хотели бы разобраться в этом вопросе, то мы
могли бы начать разговор об обучении и воспитании детей.


«Он не хочет учиться, у него – лень, он ленится…», - сетуют родители, разводят
от своего бессилия руками и ведут ребёнка на консультацию к психологу в надежде,
что тот сможет поговорить, объяснить или замотивировать. Что такое лень? В словах
родителей уже и кроется ответ – отсутствие желания учиться. «Он может, но не хочет».
Почему и как рождается желание к обучению? Было ли оно у ребёнка и исчезло? Или
никогда его не было?

На сеансах с подростками разговор всегда выходит на вопросы о том, есть ли у
него трудности в обучении, нравится ли ему что-то в школе, чем он любит заниматься,
есть ли у него мечта или проект для своей жизни? В большинстве своём ответы
совпадают, но, конечно, необходимо заметить, что нельзя обобщать и распространять
их на всё современное поколение школьников. В кабинете психоаналитика мы
встречаемся только с теми, кого привели родители или с теми, у кого есть своё
желание прийти к психологу. Несомненно, встречаться с желанием молодого человека
- прийти на сеанс или иметь перспективу выбора профессии – это всегда интересно!
Даже когда подростки говорят о том, что «я хорошо учусь, чтобы мои родители мною
гордились» - это уже речь идет о желании! Только направлено оно, конечно, не на
познание, а на родителей, но это уже другое дело!

Итак, каковы же ответы подростков на вышеперечисленные вопросы? Их можно
было бы разделить на две группы. Первая: «у меня лень, учиться не нравится, в школе
нет друзей и никаких интересов, а удовольствие приносит только «сидеть в телефоне и
гулять на улице с друзьями». В таких случаях мы видим насколько сузился мир
ребёнка: нет увлечений, хобби, нет теплоты отношений в семье, а посещение школы –
это невыносимая пытка, которую он стремится всеми силами избежать. Иногда под
словом «лень» могут находиться симптомы каких- либо психических нарушений,
подавленность, апатия, состояние депрессии, синдром дефицита внимания,
гиперактивность, невроз навязчивых состояний и др. И, конечно, чтобы здесь
появилась речь о желании учиться, нужна достаточно продолжительная работа.

Для нашего сегодняшнего разговора об образовании и обучении были бы более
наглядными ответы другой группы подростков, когда есть предметы, которые вызывают
интерес и есть те, что вызывают трудности. На первый взгляд, это может показаться
парадоксальным, но во всех случаях, если есть любимый предмет, то его ведёт
обязательно любимый учитель. И, наоборот, трудный предмет – это и нелюбимый
учитель, который «кричит, унижает, много требует». Обычно в процессе терапии, когда
страхи и тревога ребёнка по поводу «нелюбимого учителя» снижаются, то и
успеваемость по этому предмету улучшается. Так в чём же тут дело? В строгом
учителе, в способностях ребёнка к тем или иным дисциплинам или в желании учиться?

В поисках ответов на поставленные вопросы хотелось бы привести несколько
отсылок к известным текстам и выступлениям. В первую очередь, конечно, невозможно
будет обойтись без исследований Зигмунда Фрейда. Так, в одной из
основополагающих работ, в «Трёх очерках по теории сексуальности», мы можем найти,
что стремление к познанию и исследованию появляется у ребёнка в возрасте 3 – 5 лет.
Первая проблема, которая начинает его занимать, откуда берутся дети? Об этом
исследовании взрослые вспоминают редко вне анализа, так как оно подвергается
вытеснению. Но если быть внимательными к детям, то в их играх и историях, которые
они сочиняют, можно увидеть различные инфантильные теории о рождении детей.
Ребёнку ещё не хватает знаний по анатомии, и он использует свои. Например, ребёнок
зарождается из определённой еды, появляется, как испражнения, а если обратиться к
сказкам, то мы откроем в них прекрасную иллюстрацию детских теорий. Помните ли
сказку о Дюймовочке или про Буратино? Но самая первая сказка – это, конечно,
«Колобок»!

Что же дальше происходит с детским любопытством? Из аналитической работы
с детьми видно, что чем сильнее влечение найти ответ на этот вопрос, чем шире
исследование у ребёнка, тем более глубоким будет желание к познанию и обучению в
школе, да и в дальнейшей профессии и в жизни. Но, к сожалению, современные
подходы к воспитанию детей зачастую предлагают другой способ обойтись с этим
вопросом: дать немедленный ответ на его вопрос. Именно этот этап в развитии
ребёнка является основополагающим для рождения у него желания и интереса к
обучению.

Вторая составляющая обучения – это тот взрослый, на которого хотелось бы
быть похожим, с которым интересно или к кому есть доверие. Если обратиться к
своему опыту, то всегда можно найти в своей жизни такого человека. Это кто-то из
близких, любимых, значимых людей: мать или отец, дедушка, учитель, наставник,
тренер. Когда взрослый чем-то увлечён, у него есть любимое дело или хобби, то это
становится заразительным и для ребёнка. Так, мужчины нередко рассказывают, как
любовь к машинам передаётся от отца, зарождается в первых совместных походах в
гараж, разжигая вопрос «Как устроена машина? Как её собирают?». Это всё тот же
вопрос: «Откуда берутся дети?», - но смещённый на другой объект – машину.

Если рассмотреть слово «образование», то мы и здесь не вступим в
противоречие с исследованиями Зигмунда Фрейда. В толковых словарях можно
встретить различное понимание этого слова в зависимости от идеологии эпохи и
моральной, нравственной позиции составителя словаря. Но остаётся несомненным
корень этого слова «образ» - это «икона», то, что для нас является идеальным, то, за
кем мы следуем, то, на кого мы хотели бы быть похожи. Нередко родители говорят о
том, что для своего ребёнка никто из них не является авторитетом, а сын или дочь
находит себе кумира среди сверстников и во всём ему подражает. Но это тема
следующего разговора – о воспитании детей. Итак, сама суть образования – следовать
за тем, кого любишь (нравится, интересен), идентифицируясь с ним. Обратившись к
собственной жизни, можно найти массу примеров, подтверждающих то, как мы следуем
за другим человеком, который имеет вес в наших глазах. Поэтому-то в такой тесной
связи находится образование и воспитание, т. е. связь, отношение с человеком,
который питает ребёнка. Изначально это мать, а затем на это место приходит учитель,
и «молоко» сменяется знанием.

И ещё один важный момент, о котором говорят подростки, да и, в общем-то, он
известен всем: им нравится в школе общаться! Как ни покажется странным, но для
обучения ребёнку необходимы другие дети. Смотреть на одноклассника и стремиться к
тому, чтобы делать, как он, или конкурировать, стремиться к тому, чтобы быть в классе
лучшим. «Есть принципиальный момент: дети должны учиться вместе, нужен класс. Я
совершенно убеждён, что никакой репетитор, даже самый лучший, никогда не заменит
коллектива, в котором ведётся урок на хорошем уровне. Школьники должны сидеть
рядом», - так выражает свою позицию известный математик, профессор МФТИ,
просветитель Алексей Савватеев. В этом ключе закономерно встаёт вопрос о том,
насколько возможно обучение без учителя. В одиночестве, дистанционно или на
домашнем обучении? Теперь уже многие родители могут говорить об этом, исходя из
своего жизненного опыта, дистант никого не обошёл стороной.

Также хотелось бы напомнить, что у образования есть одна очень важная
задача – просвещение. Каждый из нас об этом знает, но почему-то забывает: «Ученье
– свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы не требует объяснений, но указывает,
что обучение выполняет просветительскую функцию, освещает, несёт «прозрение от
слепоты», «умственное и духовное совершенствование» («Словарь русского языка XI-
XVII вв.», 1975 г.). Необходимо заметить, что на сегодняшний день задачи образования
меняются коренным образом, и акцент смещается на то, что учащийся должен, в
первую очередь, научиться работать с информацией. Вот как об этом в своём
интервью «Российской газете» говорит Ольга Котова, заместитель директора
Федерального института педагогических измерений: «…в 2022 году школу будут
заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным
стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание
фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа
должна научить ребёнка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать
данные, делать на их основе выводы». Школьник становится неким потребителем
информации, в данном контексте ни о каком желании к обучению не может идти и речи.
Но ведь именно отсутствие у ребёнка желания учиться, «лень» приносит страдание и
самому ребёнку, и его родителям. И они приходят на сеансы к психологу за желанием!

В окончании разговора хотелось бы привести слова известного психоаналитика,
почётного профессора клинической психологии университета Ренн 2 (Франция) Жан-
Клода Мальваля: «Насыщать интеллект аутиста недостаточно», - он сказал их
относительно детей-аутистов, но они также актуальны и относительно любого другого
ребёнка. Насыщать интеллект ребёнка недостаточно!
И. Н. Кузнецова, психоаналитик
16 декабря 2021 г.

»
Made on
Tilda