Подростковый психолог

Консультации для подростков
В направлении
подросткового возраста
Подростковый возраст начинается в 10-11 лет и продолжается до 17, а иногда и до 20-22 лет. В этот период перестраивается не только весь организм ребёнка,
но и происходят изменения в его психике.
У ребёнка изменяется поведение, некогда спокойный, послушный, дисциплинированный,
он становится агрессивным, замкнутым, отрицающим авторитет родителей и педагогов. Наиболее ценными советами теперь обладают его ровесники или друзья «с улицы». Или бывает и так, что прилежный ученик замыкается в себе, часами просиживает за компьютером, теряя связь с внешним миром и реальностью.

И в этом возрасте очень важно, чтобы рядом с подростком был взрослый человек. Тот, который мог бы выдержать агрессивные атаки со стороны подростка, сказать ему в нужный момент: «Нет», - запретить то, что может быть опасным для жизни, но, наоборот: «Да», - желанию подростка, открыв тем самым для него дверь в будущее. Для подростка жизненно необходимо, чтобы рядом с ним оказался взрослый человек, который бы не только его любил, терпеливо бы относился к его поискам себя и становлению, но тот, с которым можно было бы говорить. Говорить «про жизнь»: о любви, о различиях пола, о жизни и смерти, о судьбе и предназначении. Хорошо, если об этом можно говорить с матерью, отцом, бабушкой или дедом, но зачастую подростку бывает очень сложно говорить откровенно с ними об этом. И это – понятно… И тогда собеседником для подростка мог бы стать психоаналитик.
С какими вопросами работает психоаналитик?
Вопросы дружбы
отсутствие друзей, обман и предательство, трудности общения в классе, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка
Самоопределение
поиск смысла жизни и предназначения, личные ценности и ориентиры, выбор профессии
Особенности поведения
подростковая агрессивность, конфликты, позиция протеста, воровство, обман, отказ выходить из дома
Трудности в обучении
отсутствие желания учиться, лень, трудности в учёбе, чрезмерное увлечение компьютерными играми и зависание в соц. сетях
Психосоматические симптомы
тики, вегето-сосудистая дистония, астматический бронхит, заболевания ЖКТ, аллергия
Неврозы
Страхи, фобии насекомых, аэрофобия, повышенное чувство тревоги, навязчивые действия
Вопросы сексуальности
подростковая сексуальность, неприятие своего тела, половая идентичность, просмотр порно-видео, соблазнение
Психические расстройства
шизотипическое расстройство личности, обсессивно-компульсивный невроз, расстройства настроения, навязчивое желание похудеть, анорексия, булимия
По понятным причинам на страницах сайта мы не можем писать о нашей практике работы с подростками. Но мы хотели бы предложить Вам реальную историю психоаналитической работы с подростком, описанную Франсуазой Дольто, французским психоаналитиком в её книге «На стороне подростка».

«
Современная притча
Когда я была ещё совсем молодым психоаналитиком, вскоре после Второй мировой войны, я посещала лицей Клода Бернара, где было открыто психопедагогическое отделение для учеников, которые хорошо успевали в начальных классах и стали получать плохие отметки в шестом-седьмом. Почти у всех показатель интеллектуального развития (IQ) был 135 [высокий].

Однажды в метро я встретила соседку, у которой была мастерская нарядного женского белья, она отправлялась туда по утрам в то же самое время, что и я в школу на психотерапевтические приёмы. По ходу разговора она спросила:

- Доктор, а чем вы заняты именно сейчас?
-Детьми, которым в школе приходится трудно, хотя они умные и способные. Какой-то шок, эмоциональное потрясение перевернуло их психику, и теперь они не могут сосредоточиться.
- Ах, если бы вы знали, у моего сына Кристиана то же самое! Я не знаю, что делать. Он потерял отца, его убили на войне... Мальчик обожает авиацию, но... Учителя в отчаянии, они говорят, что не могут больше держать его в лицее... Мальчик всё время витает в облаках.

Тогда по моему совету она отдала сына в центр Клода Бернара, и я стала заниматься с ним индивидуально.

По ходу наших бесед он рассказал, что в тот период, когда у него начались сны, он начал выполнять обязанности смотрителя в примерочной, в бельевой мастерской своей матери. Он находился в той же комнате, где она принимала клиенток. Мелькающее дамское бельё возбуждало его воображение и мешало работать. В снах он давал волю своей сексуальности.

Я сказала ему, что это вполне нормально — думать о женщинах. Но чтобы не подвергать себя соблазну и не испытывать ненужной эрекции, он должен попросить у матери разрешения идти из лицея прямо домой — ведь теперь он вырос. Он перестал работать в примерочной. Стал более собран в классе. Мы продолжали наши еженедельные встречи. Во время каждого сеанса он без конца рассказывал мне о самолёте, который конструировал вместе с товарищем в подвале их дома. Они работали вдвоём, по вечерам и по выходным. Всё остальное настолько его не интересовало, что он не обратил внимания даже на одну практическую «деталь»: единственным выходом из подвала было узкое окно. Самолёт, который они в один прекрасный день соберут, был обречён оставаться там, где стоял, но это мне было пока неизвестно. Я следила за тем, как продвигается сборка, он показывал мне планы, рисунки. Наконец я спросила: «Вы уже прикрепили крылья к стрингеру? Как вы думаете вывести самолёт из подвала?». Он задумался: «И правда, мы совсем забыли о том дне, когда он должен будет взлететь».

Это не огорчило мальчика. Значит, он преодолел переход в отрочество и расставание с детством. Чудаковатый сорванец, он жил как бы в двух измерениях: первый уровень — мечтания — побуждал его к напряжённой работе над своим самолётом, хотя у него не было никакой возможности вывести самолёт из подвала. На уровне реальности это реализовывалось так: он два года работал в своё удовольствие и теперь ни о чём не сожалел, потому что осуществил свою мечту, построив самолёт в подвале материнского дома.

Притча: прекрасная птица, которая не полетит, но которая полетела в нём самом и которая реализовала его мечты в мужскую дружбу. Вдвоём с другом они делают грандиозный фаллос, который улетит на крыльях... Это сублимированное представление о прекрасной птице.Теперь можно найти себе дело, которое и вправду даст крылья. Вот прекрасный пример плодотворного замещения в обществе, где уничтожены обряды переходного периода в отрочество. Нет больше ни ритуала инициации, ни института ученичества.

Десять лет спустя, узнав мой адрес в медицинском управлении, этот молодой человек захотел меня увидеть. Он стал пилотом-испытателем. Собирался жениться. Девушка, которую он любил, настаивала, чтобы он бросил свою профессию и только тогда на ней женился. Он хотел быть с ней, но у него не было никакого желания бросать свою рискованную профессию, приносящую к тому же большую зарплату и премии.

- Я ей говорю, моей невесте: «Это очень хорошо для женщины. Если я погибну, вдова получит огромную компенсацию. Чего она боится? Если она любит меня, она должна любить и дело, которым я занимаюсь. Это прекрасное дело, поскольку обеспечивает не только жену, но и вдову».

Он приходил ко мне пять или шесть раз поговорить о своей женитьбе, всё раздумывая, надо ли приносить в жертву свою профессию. Потом он прислал письмо, где сообщал, что женится: «Я теперь уже не в том возрасте, чтобы быть пилотом-испытателем, кроме исключительных случаев, но я готовлю парашютистов».

Я не видела его с тех пор, когда он, будучи лицеистом, рассказывал мне о небесной птице, запертой в подвале дома его матери. Став мужчиной и обретя настоящие крылья, он пришёл ко мне за советом: «Как женщине решиться выйти замуж за человека, рискующего умереть молодым?» Он был, судя по всему, осмотрительным и потому выжил.

»
Каждый проживающий жизнь встречается с различными её сторонами: любовь, ненависть, предательство, сексуальность, непонимание, смерть, дружба…
И иногда эту встречу бывает сложно перенести одному. Нужен другой, тот, с кем можно говорить.
Говорить о том, что волнует, говорить там, где безопасно, в то место, где слова будут приняты.
Made on
Tilda