Новости

Образование и желание учиться


Фёдор Решетников

«Опять двойка», 1952 г.



Уважаемые родители!

Если Вы ищете советы, что сделать, чтобы заставить ребёнка учиться, то
здесь Вы их не найдёте. Но если Вы хотели бы разобраться в этом вопросе, то мы
могли бы начать разговор об обучении и воспитании детей.

«Он не хочет учиться, у него – лень, он ленится…», - сетуют родители, разводят
от своего бессилия руками и ведут ребёнка на консультацию к психологу в надежде,
что тот сможет поговорить, объяснить или замотивировать. Что такое лень? В словах
родителей уже и кроется ответ – отсутствие желания учиться. «Он может, но не хочет».
Почему и как рождается желание к обучению? Было ли оно у ребёнка и исчезло? Или
никогда его не было?

На сеансах с подростками разговор всегда выходит на вопросы о том, есть ли у
него трудности в обучении, нравится ли ему что-то в школе, чем он любит заниматься,
есть ли у него мечта или проект для своей жизни? В большинстве своём ответы
совпадают, но, конечно, необходимо заметить, что нельзя обобщать и распространять
их на всё современное поколение школьников. В кабинете психоаналитика мы
встречаемся только с теми, кого привели родители или с теми, у кого есть своё
желание прийти к психологу. Несомненно, встречаться с желанием молодого человека
- прийти на сеанс или иметь перспективу выбора профессии – это всегда интересно!
Даже когда подростки говорят о том, что «я хорошо учусь, чтобы мои родители мною
гордились» - это уже речь идет о желании! Только направлено оно, конечно, не на
познание, а на родителей, но это уже другое дело!

Итак, каковы же ответы подростков на вышеперечисленные вопросы? Их можно
было бы разделить на две группы. Первая: «у меня лень, учиться не нравится, в школе
нет друзей и никаких интересов, а удовольствие приносит только «сидеть в телефоне и
гулять на улице с друзьями». В таких случаях мы видим насколько сузился мир
ребёнка: нет увлечений, хобби, нет теплоты отношений в семье, а посещение школы –
это невыносимая пытка, которую он стремится всеми силами избежать. Иногда под
словом «лень» могут находиться симптомы каких- либо психических нарушений,
подавленность, апатия, состояние депрессии, синдром дефицита внимания,
гиперактивность, невроз навязчивых состояний и др. И, конечно, чтобы здесь
появилась речь о желании учиться, нужна достаточно продолжительная работа.

Для нашего сегодняшнего разговора об образовании и обучении были бы более
наглядными ответы другой группы подростков, когда есть предметы, которые вызывают
интерес и есть те, что вызывают трудности. На первый взгляд, это может показаться
парадоксальным, но во всех случаях, если есть любимый предмет, то его ведёт
обязательно любимый учитель. И, наоборот, трудный предмет – это и нелюбимый
учитель, который «кричит, унижает, много требует». Обычно в процессе терапии, когда
страхи и тревога ребёнка по поводу «нелюбимого учителя» снижаются, то и
успеваемость по этому предмету улучшается. Так в чём же тут дело? В строгом
учителе, в способностях ребёнка к тем или иным дисциплинам или в желании учиться?

В поисках ответов на поставленные вопросы хотелось бы привести несколько
отсылок к известным текстам и выступлениям. В первую очередь, конечно, невозможно
будет обойтись без исследований Зигмунда Фрейда. Так, в одной из
основополагающих работ, в «Трёх очерках по теории сексуальности», мы можем найти,
что стремление к познанию и исследованию появляется у ребёнка в возрасте 3 – 5 лет.
Первая проблема, которая начинает его занимать, откуда берутся дети? Об этом
исследовании взрослые вспоминают редко вне анализа, так как оно подвергается
вытеснению. Но если быть внимательными к детям, то в их играх и историях, которые
они сочиняют, можно увидеть различные инфантильные теории о рождении детей.
Ребёнку ещё не хватает знаний по анатомии, и он использует свои. Например, ребёнок
зарождается из определённой еды, появляется, как испражнения, а если обратиться к
сказкам, то мы откроем в них прекрасную иллюстрацию детских теорий. Помните ли
сказку о Дюймовочке или про Буратино? Но самая первая сказка – это, конечно,
«Колобок»!

Что же дальше происходит с детским любопытством? Из аналитической работы
с детьми видно, что чем сильнее влечение найти ответ на этот вопрос, чем шире
исследование у ребёнка, тем более глубоким будет желание к познанию и обучению в
школе, да и в дальнейшей профессии и в жизни. Но, к сожалению, современные
подходы к воспитанию детей зачастую предлагают другой способ обойтись с этим
вопросом: дать немедленный ответ на его вопрос. Именно этот этап в развитии
ребёнка является основополагающим для рождения у него желания и интереса к
обучению.

Вторая составляющая обучения – это тот взрослый, на которого хотелось бы
быть похожим, с которым интересно или к кому есть доверие. Если обратиться к
своему опыту, то всегда можно найти в своей жизни такого человека. Это кто-то из
близких, любимых, значимых людей: мать или отец, дедушка, учитель, наставник,
тренер. Когда взрослый чем-то увлечён, у него есть любимое дело или хобби, то это
становится заразительным и для ребёнка. Так, мужчины нередко рассказывают, как
любовь к машинам передаётся от отца, зарождается в первых совместных походах в
гараж, разжигая вопрос «Как устроена машина? Как её собирают?». Это всё тот же
вопрос: «Откуда берутся дети?», - но смещённый на другой объект – машину.

Если рассмотреть слово «образование», то мы и здесь не вступим в
противоречие с исследованиями Зигмунда Фрейда. В толковых словарях можно
встретить различное понимание этого слова в зависимости от идеологии эпохи и
моральной, нравственной позиции составителя словаря. Но остаётся несомненным
корень этого слова «образ» - это «икона», то, что для нас является идеальным, то, за
кем мы следуем, то, на кого мы хотели бы быть похожи. Нередко родители говорят о
том, что для своего ребёнка никто из них не является авторитетом, а сын или дочь
находит себе кумира среди сверстников и во всём ему подражает. Но это тема
следующего разговора – о воспитании детей. Итак, сама суть образования – следовать
за тем, кого любишь (нравится, интересен), идентифицируясь с ним. Обратившись к
собственной жизни, можно найти массу примеров, подтверждающих то, как мы следуем
за другим человеком, который имеет вес в наших глазах. Поэтому-то в такой тесной
связи находится образование и воспитание, т. е. связь, отношение с человеком,
который питает ребёнка. Изначально это мать, а затем на это место приходит учитель,
и «молоко» сменяется знанием.

И ещё один важный момент, о котором говорят подростки, да и, в общем-то, он
известен всем: им нравится в школе общаться! Как ни покажется странным, но для
обучения ребёнку необходимы другие дети. Смотреть на одноклассника и стремиться к
тому, чтобы делать, как он, или конкурировать, стремиться к тому, чтобы быть в классе
лучшим. «Есть принципиальный момент: дети должны учиться вместе, нужен класс. Я
совершенно убеждён, что никакой репетитор, даже самый лучший, никогда не заменит
коллектива, в котором ведётся урок на хорошем уровне. Школьники должны сидеть
рядом», - так выражает свою позицию известный математик, профессор МФТИ,
просветитель Алексей Савватеев. В этом ключе закономерно встаёт вопрос о том,
насколько возможно обучение без учителя. В одиночестве, дистанционно или на
домашнем обучении? Теперь уже многие родители могут говорить об этом, исходя из
своего жизненного опыта, дистант никого не обошёл стороной.

Также хотелось бы напомнить, что у образования есть одна очень важная
задача – просвещение. Каждый из нас об этом знает, но почему-то забывает: «Ученье
– свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы не требует объяснений, но указывает,
что обучение выполняет просветительскую функцию, освещает, несёт «прозрение от
слепоты», «умственное и духовное совершенствование» («Словарь русского языка XI-
XVII вв.», 1975 г.). Необходимо заметить, что на сегодняшний день задачи образования
меняются коренным образом, и акцент смещается на то, что учащийся должен, в
первую очередь, научиться работать с информацией. Вот как об этом в своём
интервью «Российской газете» говорит Ольга Котова, заместитель директора
Федерального института педагогических измерений: «…в 2022 году школу будут
заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным
стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание
фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа
должна научить ребёнка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать
данные, делать на их основе выводы». Школьник становится неким потребителем
информации, в данном контексте ни о каком желании к обучению не может идти и речи.
Но ведь именно отсутствие у ребёнка желания учиться, «лень» приносит страдание и
самому ребёнку, и его родителям. И они приходят на сеансы к психологу за желанием!

В окончании разговора хотелось бы привести слова известного психоаналитика,
почётного профессора клинической психологии университета Ренн 2 (Франция) Жан-
Клода Мальваля: «Насыщать интеллект аутиста недостаточно», - он сказал их
относительно детей-аутистов, но они также актуальны и относительно любого другого
ребёнка. Насыщать интеллект ребёнка недостаточно!

И. Н. Кузнецова, психоаналитик

16 декабря 2021 г.

Новости нашего Центра
Made on
Tilda